Статьи, эссе, публикации

Я хотел иметь бизнес. А бизнес «имел» меня.

Станислав Бояркин

Хотелось зарабатывать большие деньги. И я с тремя друзьями открыл фирму. Сначала дела шли хорошо. Но через год, когда мы подвели итоги, оказалось, что финансовый результат равен нулю. Все деньги, которые фирма зарабатывала, растворялись в никуда. Деньги легко брались из кассы на любые нужды, в том числе и личные: «Ну какие вопросы, все же свои люди». Зарплату мы не выплатили ни разу – деньги текли рекой авансами. Поставки часто срывались из-за неоплаты счетов. И вот теперь в кассе – ноль, и никаких просветов впереди. Так что было от чего повесить голову. Фирму пришлось закрыть.

После этого я еще несколько раз пытался начать свой бизнес, теперь уже без партнеров. Но результат был тот же, да еще влез в долги.
Настал момент, когда эксперименты на собственной жизни мне надоели. Я решил честно посмотреть на ситуацию и понять, могу ли я быть успешным руководителем в бизнесе? Что для этого нужно и возможно ли это вообще?

И вот что я обнаружил. Во всех моих компаниях работа с финансами просто не велась. Иначе говоря, я не умел управлять деньгами. Схема действий была примерно такова: главное - это клиенты, поставщики, переговоры, а бухгалтерия потом. Первичные документы оформлялись задним числом. Средства толком не распределялись. Словом, никакого порядка в финансах и никакого финансового планирования.
Раньше я работал в милиции, и командные методы пытался перенести в бизнес. Это не сработало. Деньги равнодушны к приказам, а исполнители снимали с себя всю ответственность. Даже если я был не прав, меня никто не поправлял: «Босс знает, что делает!»

Я попытался найти, что-то у знакомых бизнесменов. Рекомендаций было много, но никто не предложил какой-либо понятной и простой системы. Каждый работал, как умел. И то, что было успешно у одного, не срабатывало у другого.
Существуют данные, что только пять процентов открывшихся предприятий остаются на рынке в течение первого года. Остальные разоряются и исчезают. Мне очень не хотелось все время быть среди этих аутсайдеров. Я понял, что одного желания, иметь бизнес, мало. Без хороших знаний бизнес сам постоянно будет «иметь» тебя. А где найти такие знания обычному малому предпринимателю? На Гарвард денег нет. Диплом магистра делового администрирования (MBA) наверное, имеет значение при устройстве наемным менеджером в крупную компанию. Но какой от него прок в малом бизнесе?

Мне повезло. Однажды я нашел гениальную в своей простоте технологию управления финансами. Её разработал классик американского менеджмента Рон Хаббард. Сначала надо подсчитать валовой доход за определенный период. В своей компании «Крепеж-сервис» я это делаю еженедельно. Потом следует вычесть из валового дохода себестоимость закупаемых товаров, обязательные платежи, без которых фирма просто не сможет работать – аренда, телефон, налоги. То, что осталось, берется за 100 процентов и распределяется согласно вашему собственному финплану. Например: 14 процентов на рекламу, 40 процентов на зарплату, 10 процентов на текущие расходы, 15 процентов на дивиденды... Также там есть данные, как создать для своей компании «подушку безопасности» на черный день; как сформировать резервные фонды; как быть, если вашу фирму душат долги, а кредиторы выворачивают вам руки.

Самое замечательное, что вся система управления денежными потоками изложена так, что это понятно любому человеку, а ее внедрение расписано в виде точных и последовательных шагов. И тогда, даже если на месте нет руководителя или сотрудника, ответственного за финансы, у вас всегда будет работающая система финансового планирования и контроля.

Уже через месяц моя компания закрыла основные долги, а их было почти на полмиллиона рублей. Обстановка в коллективе стала спокойнее, люди почувствовали стабильность. У меня появилось больше свободного времени, теперь меня не отрывают от дел постоянными просьбами оплатить какой-либо счет. И сотрудники, и поставщики уже знают, что все счета на оплату я подписываю по четвергам – это день финансового планирования на предстоящую неделю.

- Пытаться приписать кредитоспособность организации имеющемуся в распоряжении количеству денег – совершенно неверно, - пишет Рон Хаббард. - У вас может быть много денег и ужасная кредитоспособность. У вас может быть мало денег и великолепная кредитоспособность. Следовательно, утверждение «у нас низкий доход, и поэтому наша кредитоспособность плохая» - ложь».

Хоть деньги и не живые существа, их можно и нужно приручить. Тогда вы действительно будете иметь бизнес, а не наоборот.

Станислав Бояркин,
директор компании «Крепеж-сервис», Ижевск.