Статьи, эссе, публикации

ТРИ МЕДВЕДЯ В ОДНОЙ БЕРЛОГЕ ЖИВУТ!

Галина Барышникова

Хорошо, когда в компании один владелец. Что он ни сделает – все правильно. Даже если это неправильно, с боссом не поспоришь. А как быть, когда владельцев сразу трое? И у каждого есть или недавно был успешный бизнес. Тут каждый – босс, и споры могут продолжаться бесконечно. На этом, кстати, и ломается большинство из подобных компаний.

Выход есть. Нужно сразу очень точно распределить обязанности и области ответственности. Но не на словах, как это обычно происходит. А с помощью организующей схемы компании. Оргсхему можно составить самому, а можно воспользоваться стандартной, скорректировав ее под конкретный бизнес. Важно, чтобы кроме должностей и линий подчинения, на оргсхеме были прописаны функции всех постов и конечные продукты, которые должны быть получены на этих постах.

Многие из знакомых мне бизнесменов используют стандартную организующую схему, которую разработал классик американского менеджмента Рон Хаббард. Такая же схема применяется в компании, где я сейчас работаю. У нас, кстати, тоже три учредителя.
Стандартная Оргсхема состоит из семи отделений, которые подчиняются трем руководителям: исполнительному директору, заместителю директора по административным вопросам и заместителю директора по производству. Исполнительный директор отвечает за точное следование стратегии компании, которую разработали и утвердили владельцы, занимается координацией действий всех отделений компании, управляет денежными потоками. Административный директор набирает персонал, следит за имиджем компании и внешним видом сотрудников, составляет должностные инструкции, отвечает за продажи. Область ответственности третьего руководителя – производство: поставки комплектующих материалов, склад, изготовление конечной продукции компании, проверка качества, отгрузка.

Все сотрудники, работающие в компании, размещаются на оргсхеме. Для каждого определяется его конечный продукт, и устанавливается количество продукта, которое сотрудник должен произвести в заданное количество времени. Если это сделано, то разногласий и споров о том, кто работает больше, а кто меньше, не будет. К тому же четкое разграничение ответственности позволяет избежать перекрестных приказов, когда каждый из совладельцев пытается руководить всеми, а сотрудники из-за этого находятся в полном замешательстве.

Говорят, что два медведя в одной берлоге не уживаются. Так это когда медведи неорганизованны. А при правильной постановке дела, не то что два, но даже три могут жить вместе, и при этом не перегрызть друг друга.

Галина Барышникова, Москва