Статьи, эссе, публикации

От «отката» до заката

Анатолий Мигов

Знакомый на днях вернулся из Новосибирска, где проходила конференция на тему этики в бизнесе. Говорит, народу собралось много, и большинство уверяло друг друга, что бизнес и этика — понятия несовместимые. Откуда в нас такая убежденность?

А помните детские сказки: богатый всегда толстый и плохой, бедный всегда худой и хороший. Если и встречался в сказках богатый и хороший, то только Иван-Царевич — симпатичный такой парень, правда, странноватый и склонный к бродяжничеству... Даже Христос еще две тысячи лет назад говорил: “Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие”...
Так значит не судьба быть честным и богатым тому, кто даже очень захочет?..

Я несколько лет был управляющим одной московской торговой компании. Мы работали на “откате”. Такая простенькая схема, когда клиент говорит:
— Я у тебя товар куплю, а ты мне сделай скидку, но в документах ее не показывай, деньги отдай наличными, и пусть это будет между нами.

Тогда, в девяностых, это мало кого шокировало. Да и сегодня с “откатом” можно столкнуться на каждом шагу. А мы с партнером решили работать “в белую”. Ну, захотелось “спать спокойно”. Даже написали программу, как сделать наш бизнес легальным. Начали ее выполнять шаг за шагом и, наконец, добрались до “отката”. У нас на “откате” были самые крупные и стабильные клиенты. Уйдут — потеряем прибыль. Как быть? Поговорили с менеджерами, те — категорически против: “Рехнулись, начальнички?!”

А мы уже поняли, что, поощряя “откат”, помогаем нечестным людям обманывать своего работодателя. Ведь как правило, это наемные работники: менеджеры, товароведы, коммерческие директора — воруют у владельца компании. Значит, и наши сотрудники будут у нас воровать и считать это нормальным делом. А если в конце концов нечестного менеджера схватят за руку, тогда его работодатель уж точно перестанет с нами сотрудничать.

Когда и эта прописная вроде бы истина до нас дошла, мы утвердились в своем решении. Посчитали, что, несмотря на текущие потери, выработанная программа все равно приведет к долговременному выживанию нашего бизнеса. Но сначала получилось именно так, как и предрекали менеджеры: клиенты ушли к конкурентам. Обороты упали. Но не очень надолго. Потому что “вдруг” появились совсем новые клиенты. Крупные, стабильные, готовые работать безо всяких “левых” схем. А через полгода начали возвращаться и те, кто ушел к конкурентам.

В результате прибыли выросли. Кстати, вскоре выяснилось, что некоторые менеджеры, активно протестовавшие против закрытия “левых” схем, были сами нечисты на руку.

Позже открылись и дополнительные плюсы честной работы: мы перестали опасаться налоговых и прочих проверок, отпала необходимость давать взятки. Когда однажды налоговики попытались отказать нам в возврате солидной суммы налога на добавленную стоимость (компания начала заниматься внешнеторговой деятельностью), мы подали на них в арбитражный суд. “Бывалые” люди отговаривали:
— Вас начнут прессовать! Обанкротят!
Наверное, с кем-то, кому было чего скрывать, так и происходило. Но наша фирма выиграла процесс. И никаких дополнительных проверок или “наездов” не случилось.
— Ладно, — скажет кто-то, повезло. Да мы и сами бы за здоровый сон поборолись. Только как можно быть этичным с конкурентами, если они-то ни о какой этике знать не хотят?

Некоторое время я работал с одним московским предпринимателем. Молодой человек безо всякого образования приехал в столицу из провинции и построил здесь успешный бизнес с нуля. Один из секретов его успеха — он не пытался воевать с конкурентами. У него в фирме действовало железное правило: в общении с клиентами никогда не говорить ничего плохого о конкурентах. Как ни странно, многие из конкурентов становились его партнерами: приобретали в фирме товар, делились информацией, давали на свою продукцию такие скидки, как никому другому. Он обладал талантом привлекать людей и убеждать в том, что совместная работа выгоднее вражды.

Другой мой знакомый, тоже очень успешный, даже по московским меркам, бизнесмен, сказал как-то:
— Если твой бизнес нельзя вести честно, брось его и займись другим.
Сам он был крупным дилером известной японской компании. Многомиллионные обороты и “серые” таможенные схемы. Когда понял, что иначе невозможно оставаться конкурентоспособным, то продал свое дело и открыл консалтинговую компанию. Его личные доходы немного уменьшились, но сам он стал неизмеримо веселее и жизнерадостнее... Я долгое время не придавал подобным историям особого значения и не считал их финалы закономерными. Пока однажды не наткнулся на цитату классика американского менеджмента Рона Хаббарда: “Возможно, вам это покажется удивительным, но чистая совесть и чистые руки — это единственный путь к достижению счастья и выживанию. Преступнику это никогда не удастся, если он не исправится; лжец не будет счастлив и доволен самим собой, пока не начнет поступать честно”.

Так, может быть, этика начинается с поступков, а не с разговоров об этике? С желания стать другим? Впрочем, каждый, наверное, открывает для себя прописные истины по-своему...

Анатолий Мигов,
президент Ассоциации Proбизнес

Опубликовано в еженедельнике «Биржа» (Нижний Новгород), в еженедельнике «ОНА+» (Якутск).