Статьи, эссе, публикации

Нужен ли слуховой аппарат руководителю?

Дмитрий Базатин

Несомненно, со слухами сталкивался каждый! Для  большинства это дополнительный источник информации, а для некоторых – основной, кто-то брезгливо морщиться. Это явление живет и в культуре любой организации. Тем больше, чем больше персонала в организации. Недавние исследования, опубликованные в одном из номеров журнала «Секрет фирмы» показали, что большинство руководителей игнорируют хождение слухов в компании. И напрасно! В этой статье я постараюсь рассмотреть «слухи» как элемент корпоративного общения и инструмента управления. Точнее попытки теоретизировать этот феномен  как дополнительный инструмент управления.

Слухи пронизывают все уровни компании. Подобно структуре организации, напоминающую пирамиду с широким основанием, и слухов много больше в основании. Слухи зачастую смешаны с молвой. Молва передает информацию, а слухи «украшают» и наполняют ее массой подробностей. Я не смешиваю понятия «слух» и «молва». Слух – неподтвержденные данные о чем-нибудь, а следовательно содержащие, с большой долей вероятности, ложь или только часть правды.

Зачастую подобные досужие разговоры и распускание слухов являются вредными для руководства компанией. А порой опасными для внутренней атмосферы и для безопасности компании в целом. Особенно учитывая, что в организации иногда «заводится» злонамеренный источник «черных» слухов. Нередки случаи, когда из—за необоснованной информации запущенной «знающим» сотрудником в коллективе начиналась тихая паника, естественно со значительным снижением производительности.
В рамках теории управления персоналом некоторые специалисты пытаются обосновать возможность использования слухов как один из инструментов управления или как рычаг воздействия на коллектив. По моему мнению, подобные попытки вызваны тем, что слухи неискоренимы во внутриорганизационной коммуникации, а менеджеры хотят контролировать эту сферу, превращая слухи в удобные командные линии. И такие изыскания являются подходом «не с той стороны».

Нет необходимости управлять слухами и превращать компанию в интригующий двор Людовика XVI. 
Я столкнулся с определенным явлением, что во многих компаниях, где есть отдел по связям с общественностью или хотя бы один пиарщик, работа этих подразделений направлена только вовне. Что, по крайней мере, недальновидно. В газете «Мы злословим повсюду», к примеру, появилась критическая, а точнее черная статья о вашей компании. Вы дали задание пиарщику уладить «чернуху». Пиарщик мгновенно провел определенное исследование и опросы, после этого массировано атаковал журналы и другие СМИ статьями и пресс-релизами явно обесценивающими статью газеты «Мы злословим повсюду». Ситуация разрешена, репутация компании спасена.

И вот тут возникает вопрос – а если внутри компании пошел слух, дискредитирующий административный аппарат или создающий угрозу тихой рабочей атмосфере компании, разве не этот же пиарщик, как специалист по улаживании черного пиара, должен заниматься подобными вопросами. Существует явление с конкретными признаками. В чье ведение оно подпадает? Неужели генеральный директор и бухгалтер должен этим заниматься? Специалист по ПИАРУ! Он обучен работать с такими явлениями. И не имеет значение в какой среде возникают слухи, «черный» пиар – в коллективе фирмы, в социуме города или в Интернет-среде. Подобное утверждение в определенной степени подтверждается дефиницией PR (public relation – связи с общественностью) – технология работы с обществом, посвященная тому, как управлять человеческими эмоциями и реакциями или изменять эти эмоции или реакции.

Обязанность  и цель специалиста по связям с общественностью – разъяснять политику высшего руководства различным типам публики данной компании, давать рекомендации высшему руководству, чтобы политика, если она отсутствует, могла быть установлена, делать так, чтобы различные типы публики знали, принимали и понимали эту компанию, её действия и продукты, а также помогать компании существовать в благоприятной для работы атмосфере, чтобы она могла расширяться, процветать и быть жизнеспособной. (Серия «Управление» Л.Рон Хаббард)

Например, можно привести реальный случай из жизни, в одной средней компании появился слух о том, что скоро будут увольнять некоторых сотрудников – кого именно было неизвестно. Естественно, забеспокоились все. Некоторые сотрудники стали особо активно роптать, указывая на некомпетентность руководства в управлении персоналом. А некоторые в раздражении стали поговаривать о самостоятельном уходе из этого «беспредела». И на самом деле директор компании распорядился подготовить списки сотрудников. Решив уволить несколько совершенно непродуктивных.

Ошибка руководителя заключалась в том, что решив уволить непродуктивных сотрудников, он не позаботился о маломальской  пиар-кампании в коллективе. Тем самым просочившаяся неполная информация взбудоражила работников. Пиарщик компании через некоторое время взял инициативу в свои руки. Провел в компании опрос, основным вопросом которого был «Что более всего беспокоит?». Большинство сотрудников ответили, что беспокоит нестабильность рабочего места. По результатам специалист составил речь директору для очередного общего собрания сотрудников. Смысл речи заключался в утверждении, что после проведения исследования выяснилось, что низкие статистики некоторых сотрудников создали нестабильность для всего рабочего коллектива, так как плохая работа этих некоторых сотрудников снижает производительность большинства. Затем была озвучена внутриорганизационная программа под девизом «Долой низкие статистики».

В конечном итоге подобная тактика сплотила сотрудников в устранении всех предпосылок снижающих производительность. Обратите внимание, взаимная атака директора и сотрудников была перенаправлена на одну ситуацию – «борьбу с низкими статистиками.

Отсюда напрашивается вывод, что конкретный сотрудник-специалист или подразделение обязаны отслеживать любые неправильные тенденции и внутри организации наравне с внешними угрозами. Справляться с этим необходимо с помощью стандартной технологией связей с общественностью, а не с помощью той же «метлы», что и создает поток «ценной информации из уст в уста».

Дмитрий Базатин,
генеральный директор торговой сети «Эстет- Маникюр»