Статьи, эссе, публикации

Ностальгия по хачапури

Марианна Невструева

Советский кинематограф создал образ невероятно обаятельного «грузина», в большой степени это заслуга Бубы Кикабидзе (как о нем говорят в народе). Честный, великодушный и щедрый, с таким непременно хочется дружить и общаться. Времена, кажется, изменились. Но по-прежнему осталась очарование этой нацией, несмотря на все межгосударственные конфликты. Где же мы сегодня можем его ощутить? - Конечно в настоящем грузинском ресторане!

И мы ценим эту возможность: блюда традиционной грузинской кухни, уютную домашнюю обстановку, которая располагает к истинно грузинскому застолью, с любимыми, знакомыми всем сациви и лобио, горячими хачапури и хинкали, конечно же, шашлыками - румяными, пропахшими дымом и маринадом, с терпким вином "Киндзмараули" и "Мукузани". Добавим к этому изысканный интерьер и «живое» грузинское многоголосье, в исполнении вокально-инструментального ансамбля, удобную парковку – и вы почти в раю.

Многие полагают, что успех ресторана только в правильном соотношении цены и качества еды. Мол, если еда не стоит тех денег, которые за нее просят, вряд ли клиент во второй раз выберет это заведение. Могу согласиться с этим высказыванием лишь в некоторой степени. На что обычно клюет клиент ресторана? Продвинутый гурман – на кухню. Тусовщик и любитель развлечений – на интерьер и атмосферу, снобу важен первоклассный сервис. И ради этого их действительно можно заманить, но только в первый раз!

Хотим мы этого или нет, в нашем обществе существует неписанный закон «обмена», который применим к любой деятельности. На примере ресторанного бизнеса его можно рассмотреть так: ресторан предлагает клиенту какое-то определенное качество сервиса и еды, а клиент платит за это деньги. Всего есть 4 типа обмена:

  • Преступный обмен – это когда вы платите деньги, ничего не получая взамен. Или же наоборот, Вы приходите в ресторан и уходите, не расплатившись. Так действуют преступники и иногда наше правительство в лице налоговой инспекции, отбирая деньги предпринимателей, путем налоговых сборов и не предоставляя достаточной социальной защиты и помощи обществу.
  • Частичный или нечестный обмен имеют место, когда спросив у официанта: «А супчик свежий?», вы получаете в ответ: «Конечно, не волнуйтесь, у нас все блюда свежие». Вы его съедаете, расплачиваетесь (обеспечивая честный обмен со своей стороны) и некоторое время спустя, «обнимаете унитаз»…
  • С честным обменом все понятно – вы платите деньги и получаете в точности то, за что заплатили в нужном количестве и качестве. Большинство преуспевающих бизнесов работают по честному обмену. Это как раз тот случай, когда ресторан может заманить к себе посетителя в первый раз, или максимум во второй. Но этого еще недостаточно для стабильного роста и аншлага в зале.
  • Раскрою один секрет преуспевания, который применим для любого бизнеса, обеспечивает его рост и «клиентов навсегда», включая ресторанный. Это обмен с превышением. Это не значит, что клиент получает вдвое большее количество товаров или услуг, чем он заплатил. Нет. Но это значит, что клиент получает нечто более ценное, чем деньги, которые были получены за это.

Интересная ситуация произошла со мной в ресторане «АРГО» в небольшом подмосковном городе Домодедово. Речь пойдет не об отличной кухне, вежливых официантах или уютной обстановке, которую я там наблюдала. Управляющий ресторана, частенько выходил в зал, чтобы пообщаться с публикой. «Мы больше друзья, чем клиенты» - сказал один из посетителей. Поначалу я отнеслась к этому высказыванию скептически. Когда же, спустя некоторое время, я уже собираясь уходить из ресторана, я познакомилась с этим управляющим. И помимо радушного общения, он за несколько минут помог решить мою проблему, и это несмотря на то, что мы были едва знакомы! И как вы думаете, куда я поведу своих друзей отведать грузинской кухни в следующий раз? Конечно же, в «АРГО»!

ДОСЬЕ:
Марианна А. Невструева - Консультант по маркетингу и PR.
МБА - экономика предприятия. Директор по развитию BNH Group.
www.bhgroup.ru

* Использованы материалы классика американского менеджмента
Л. Р. Хаббарда, www.chernovik.ru

Марианна Невструева