Статьи, эссе, публикации

Интервью с Владимиром Куропятником, директором ассоциации предпринимателей WISE СНГ, автором многих публикаций на тему бизнеса и управления

Как выжить журналисту

Владимир, Вас часто публикуют, как Вы написали свою первую статью? История первого заказа.

Свою первую статью я написал для московской «Вечёрки» в 1993 году, когда она ещё была «в силе». Один из редакторов попросил меня написать о новом увлечении среди московской элиты, о дианетике. Эта наука только-только появилась тогда в России. Я так и назвал статью – «Дианетика приходит в Россию». А начиналась она с фразы «Представьте, что дочь ваших друзей, 15-летнюю девочку, изнасиловали в подъезде». Написал статью за пол ночи. Интересно, что её потом даже не правили! К моему удивлению и радости! Даже название сохранили моё. Потом спустя годы я встречал эту статью в отксерокопированном виде, люди передавали её друг другу. Пару раз даже видел её перепечатанной в других изданиях и с другим именем автора! Но я не в обиде. Дело прошлое.

Как легко и быстро стать успешным журналистом? Ваши секреты мастерства, особенности деятельности, какие-то свои фишки.

Или как заработать миллион за три дня! Кстати, отличное название для книги – «Как легко и быстро стать успешным журналистом»! Спасибо! А секрет мастерства такой: если хочешь научиться писать – пиши! И пиши много! Если скорость вашего письма не достаточно высока (а она должна быть высокой, это важно), то возьмите хорошую программу-самоучитель и научитесь быстро печатать. Все мои знакомые, которые много и успешно публикуются, начали это делать вскоре после того, как профессионально освоили печать на клавиатуре. И, естественно, это люди наблюдательные, образованные и неординарные. Это тоже помогает! Что ещё объединяет этих успешных авторов – у них всегда есть своя чёткая позиция по тем вопросам, о которых они пишут. Они пишут, потому что им есть, что сказать. Они действительно хотят чем-то поделиться с людьми, в чём-то сделать их лучше.

Как установить контакт с изданиями и выстроить продуктивное общение с редакцией?

Рекомендации такие:

  1. Найдите в редакции человека, с которым вы будете в дальнейшем общаться по всем рабочим вопросам.
  2. Как следует выясните у него, что он от вас хотел бы, что, как, в каком виде ему от вас требуется. Чем лучше вы поймёте его «идеальную картину» сотрудничества с вами, тем проще будет работать. Из номера в номер в одном издании требования, как правило, одни и те же.
  3. Проявляйте настойчивость. Если на послание не ответили в течение 24 часов, а ответ очень нужен, то отправьте его снова. Опять не ответили – отправьте снова. И не раздражайтесь, не обижайтесь – просто добейтесь ответа. Если это уместно, то позвоните человеку, от которого ждёте ответа, и спросите, получил ли он ваше послание. И никаких упрёков! Не делайте человека не правым. Ваше общение должно улучшить ваши отношения.
  4. Давайте «подтверждения». Это специальный термин из курса по общению, который проходится в Институте Хаббарда по управлению. Инструмент по своей эффективности просто убийственный! Суть в том, что вы замечаете что-то, что вам в человеке (или в его продукте) нравится, и говорите ему об этом. Например, вы пишете главному или шеф-редактору журнала и благодарите его за очень интересный номер. Только будьте конкретны. Или если человек в беседе с вами выразил какую-то мысль, то вы обязательно даёте ему понять, что вы его услышали и поняли. Только после этого можете высказывать какую-то свою мысль или задавать вопрос. Если вы в совершенстве овладеете этим инструментом, то люди начнут выделять вас среди других, всегда охотно будут с вами общаться.

Как пристроить свои первые статьи и сделать так, чтобы за ними выстраивались в очередь?

Моё успешное действие – сначала наладить контакт с редактором журнала, а потом уже что-то ему предлагать. Например, письмо-«подтверждение», а в приложении – статья для публикации. Причём письма пишу на бумаге и отправляю по почте. В последнее время чаще знакомлюсь с редакторами лично, как-то так получается. Пообщаемся и, естественно, договариваемся о статье или интервью. Правда, у меня есть козырь, что существенно облегчает общение с прессой: я – эксперт (в своей области, конечно). Мнение эксперта ценится, особенно когда он может хорошо его изложить.

Сколько источников дохода нужно иметь журналисту-фрилансеру? Как увеличить свой доход?

Конечно, источник дохода должен быть не один. Нормально, когда их хотя бы три. Как увеличить свой доход – это тема двухдневного семинара! Общее правило – увеличивайте свой «исходящий поток». Это телефонные звонки, встречи, письма, присутствие в социальных сетях, блоги, свой сайт, публикации на других сайтах, визитки (их часто недооценивают), участие в мероприятиях, участие в радио и особенно в телепрограммах. Всё это не должно быть хаотичным, должна быть стратегия. Будьте всегда в поиске. Мне нравится поговорка – «волка ноги кормят». Кто сегодня самый успешный художник в России? Наверняка многие назовут Никаса Сафронова и не ошибутся. Но посмотрите, как он себя продвигает! Талант важен, но маркетинг в искусстве зарабатывания денег идёт перед производством.

Как, по-Вашему, выгодно ли быть узкоспециальным специалистом? То есть, например, не просто журналистом, а журналистом, специализирующимся на экологии. Мне, например, сейчас заказывают статьи про отношения, моду и секс, а мне самой это не так интересно.

Моё мнение – лучше быть специалистом в какой-то области, то есть экспертом. Об этом много и интересно пишет маркетинговый гуру Эл Райс (мы с ним, кстати, переписываемся). Выбирайте тему, которая вам по душе, и становитесь известным экспертом в этой области. Как им стать – это отдельный разговор, но, вообще говоря, это дело техники. Если вы пишете для женского глянца, то, конечно, вас будут просить писать про секс, а про что же ещё! Составьте список всех изданий, которые публикуют материалы на интересующую вас тему. И пишите для них!

Как делать то, что нравится, и получать за это деньги? Как я понимаю, у Вас дела обстоят именно так.

Если то, что вам нравится, востребовано, то люди охотно будут платить за это. Конечно, зарабатывать себе на бутерброд с икрой написанием статей или книжек на любимую тему было бы здорово. Но, пока этого не случилось, надо всё равно как-то жить. Я бы постарался реализовать свои умения всё-таки в области, которая мне близка по духу, и, работая в которой, я получал бы удовольствие. Работая на какой-то проект, мы его поддерживаем, правильно? Своими знаниями, своим талантом. Действительно ли это тот проект, который наиболее достоин нашей поддержки? Если ответ положительный, то замечательно! Работа на проекте (на фирме, на телеканале – возможны варианты) даст возможность не умереть с голоду и писать, писать в огромном количестве. В какой-то момент вы станете намного ценнее как автор своих произведений, чем в каком-то другом качестве. Успехов!

Вопросы задавала Алиша Котова.